Умственная отсталость. Большинству родителей трудно выразить те чувства, которые они испытывают при рождении ребёнка. Это драгоценный дар, ради которого они сделают всё возможное, чтобы защитить и уберечь его. Зачастую, чем младше ребёнок, тем пристальнее внимание к его поведению. Поэтому неудивительно, что появление неожиданных симптомов может вызвать тревогу у родителей. Одной из таких проблем может стать обнаружение у ребёнка олигофрении (умственная отсталость). Такая ситуация требует особого внимания.
Что подразумевает термин «умственная отсталость»? Он используется для обозначения комбинации следующих факторов: (1) коэффициент интеллекта (IQ) около 70 и ниже и (2) неспособность учиться и функционировать на среднем уровне в повседневной жизни. Степень инвалидности варьируется от лёгкой до тяжёлой. Но чем раньше поставлен диагноз, тем быстрее ребёнку может быть оказана помощь в развитии.
Итак, давайте более подробно рассмотрим несколько видов интеллектуальных нарушений, включая ранние признаки, распространённые типы и методы борьбы с данным диагнозом ребёнка.
Умственная отсталость. Ранние признаки
Хотя список ранних симптомов умственной отсталости может быть длинным, есть некоторые более общие признаки, на которые может обратить внимание родитель. Они могут появиться уже в младенческом или в школьном возрасте.
Есть ли у маленького ребёнка проблемы с каким-либо из следующих навыков?
Познавательные навыки:
- Начинает поздно говорить
- Испытывает трудности в речи
- Поздно учится читать
- Испытывает проблемы с пониманием чисел
Навыки общения:
- Испытывает трудности в социализации, межличностном общении
- Имеет проблемы с соблюдением правил и законов
- Испытывает трудности при решении проблем
- Имеет проблемы понимания и реагирования на эмоции других
- Имеет проблемы при выражении своих желаний и потребностей
- Испытывает трудность понимания того, как его действия оказывают влияние на что-то или кого-то
Практические навыки:
- Не хватает способности запоминать
- Задержка в обучении переворачиваться, сидеть, ползать или ходить
- Задержка в обучении одеваться
- Задержка в обучении кушать без посторонней помощи
- Задержка в обучении пользоваться туалетом
При изучении этого списка необходимо соблюдать осторожность. У детей часто возникают проблемы с каким-либо конкретным навыком. Что нужно искать родителю, так это свидетельство того, что ребёнок испытывает проблемы во многих областях и что эти трудности продолжаются в течение определённого периода времени.
Что делать родителю, если он подозревает, что у его ребёнка может быть умственная отсталость? Поговорите с врачом ребёнка. Если врач считает, что проблема действительно есть, он может направить ребёнка к специалисту.
Общие нарушения
Если у ребёнка диагностируется умственная отсталость, то какие именно нарушения могут быть обнаружены? Самыми распространёнными являются следующие:
Синдром Дауна – это одно из наиболее распространённых нарушений, связанных с умственной отсталостью. Оно вызвано хромосомной аномалией. Обычно вскоре после рождения ребёнка проводится тест, который даёт результаты, указывающие на наличие у него синдрома Дауна. Некоторые общие симптомы включают:
- Слабый тонус мышц
- Косоглазие
- Эпикантальные складки
- Гипер-гибкость
- Короткие и широкие руки
- Одна складка на ладони 1 или 2 рук
- Короткие пальцы на широких ступнях
- Нос с приплюснутой переносицей
- Короткие низко посаженные уши
- Короткая шея
- Маленькая голова
- Малая полость рта
- В младенчестве крики короткие, пронзительные
Фетальный алкогольный синдром (ФАС) – может возникнуть у человека, мать которого пила алкоголь, когда она была беременна. Это может привести к физическим, поведенческим и учебным проблемам. Некоторые общие симптомы включают в себя:
- Необычные черты лица – лицевые аномалии
- Маленькая голова
- Высота меньше среднего
- Недостаток координации
- Плохая память
- Низкая масса тела
- Задержка в речи и языке
- Проблемы со зрением или слухом
Синдром Мартина-Белл (синдром ломкой X-хромосомы) – генетическое расстройство. Развитие синдрома связано с экспансией единичных тринуклеотидов (ЦГГ) в Х-хромосоме и приводит к недостаточной экспрессии белка FMR1, который необходим для нормального развития нервной системы. Некоторые общие синдромы включают в себя:
- Задержка в сидении, ходьбе или разговоре (по сравнению с ребёнком того же возраста)
- Трудности в освоении новых навыков
- Избегание зрительного контакта
- Трудности с концентрацией
- Взмахи рук
- Импульсивные действия и речь
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это спектр неврологических расстройств, которые влияют на навыки ребёнка в общении, разговоре, понимании языка, игре и отношениях с другими. Аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, PDDNOS и детское дезинтегративное расстройство включены в этот спектр. Некоторые общие симптомы включают в себя:
- Невосприимчивость ребёнка к своему имени в возрасте до 12 месяцев
- Нежелание говорить или издавать звуки до 16-месячного возраста
- Нелюбовь к громким звукам
- Ходьба на пальцах ног
- Избегание зрительного контакта
- Желание постоянно быть в одиночестве
- Задержка в речи
- Сопротивление физическому контакту
- Непонимание, почему люди могут чувствовать то же, что и они
Как справиться
Хотя новость о том, что у ребёнка олигофрения, может быть травмирующей, родитель может справиться с ситуацией. Мы знаем, что это правда, потому что другие родители уже справились с таким диагнозом. Один из крупнейших механизмов выживания – это общение с другими родителями, которые сталкивались с подобной ситуацией. Скорее всего, у них будут советы относительно полезных ресурсов. Родители, которые прошли через это, смогут сказать, что сработало (а что не сработало) для них. Они могут помочь другим родителям справиться и объяснить, что ситуация не безнадежна.
Другим ресурсом является семейный медицинский работник, такой как врач первичной помощи, ортопед, физиотерапевт, педиатр, занимающийся вопросами развития, нейрохирург, невролог и генетический консультант. У них будут списки групп поддержки с контактной информацией. Эта информация также может быть получена через различные организации, которые занимаются конкретными проблемами инвалидности.
Все родители и их дети сталкиваются с трудностями в жизни. Если родитель видит признаки умственной отсталости у его ребёнка, ему необходимо получить точные знания. Это само по себе станет сильным фактором успешного преодоления болезни и продвижения вперёд с надеждой. Как однажды сказал Роберт Х. Шуллер: «Пусть ваши надежды, а не ваши обиды, формируют ваше будущее».
Вступайте в наши группы:
Одноклассники , в контакте , фейсбук , инстаграм , твиттер
Наш канал Яндекс Дзен