Сказкотерапия для детей с ОВЗ

сказкотерапия

Сказкотерапия. На сегодняшний день деток с различными нарушениями становится всё больше. Дети с ограниченными возможностями имеют физиологические и психоэмоциональные дефекты и обучению поддаются нелегко. К наиболее распространённым отклонениям относятся проблемы с речью (заикание, ЗРР), слухом, нарушения опорно-двигательной системы, задержка в развитии. В коррекции эмоционально — волевой сферы » особых детей » большая роль отводится сказкам.

 » Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах. » — Ханс Кристиан Андерсен

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это психотерапевтический метод воздействия на ребёнка, с помощью которого он сможет пересилить свои страхи, определиться в том, что хорошо и что плохо. Кроме того, этот способ помогает развить индивидуальность и, при необходимости, корректирует поведение.

С древнейших времён до наших дней люди рассказывали сказки детям, потому что через них ребёнку открывался мир, правильные и важные истины, принципы жизни, способы взаимоотношений. Поэтому это самый древний метод воспитания и образования.

Сказка адресована живому творческому созидательному » детскому началу » в человеке, но это вовсе не значит, что метод имеет возрастные ограничения. Сказка – древнейшее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Первоначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она наставляла, разъясняла, давала ответы на самые непростые вопросы мироздания. Каждый раскрывал в ней тот подтекст, который был более созвучен мировосприятию, который мог дать ответы на внутренние вопросы.

Сегодня же в мире появилось новое направление – сказкотерапия – которое весьма популярно и востребовано при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями или умственной недостаточностью.

Виды терапевтических сказок

  • Дидактическая сказка

В ней ребёнок узнает об обычных окружающих его вещах, предметах, людях (семья, дом, животное, дерево, солнце), а также об общих правилах поведения. В таких сказках обычно содержатся ещё и задания, которые помогают закрепить полученную информацию на практике. Такие сказки могут иметь разный формат – рассказ в книге, мультфильм, игра – и обычно они вызывают у детей живой интерес, отвлекая от рутинных занятий.

  • Психологическая сказка

Психологические сказки служат для развития личности ребёнка, формирования различных позитивных моделей поведения.

  • Художественная сказка

Такие сказки учат детей морально-этическим принципам, знакомят их с традициями народа.

  • Диагностическая сказка

Диагностическая сказка помогает скорее взрослому, чем ребёнку, потому что позволяет определить тип личности малыша, особенности его характера и отношения к миру.

  • Медитативная сказка

Особый вид сказок, который помогает ребёнку погрузиться внутрь себя, обратиться к своему подсознанию через яркие визуальные образы и погружение в сказочный процесс. Такие сказки лучше всего рассказывать перед сном или в специально созданных условиях. Можно включить расслабляющую музыку, попросить ребёнка закрыть глаза, убрать яркое освещение.

  • Сказка для гиперактивных детей

Из названия понятно, что эти сказки предназначены для слишком активных детей или детей с синдромом дефицита внимания. Они помогают малышу сконцентрироваться, учиться контролировать своё поведение, нормализовать эмоциональное состояние, стать спокойнее.

  • Логопедическая сказка

Подходят для детей с тяжёлыми нарушениями речи и в основном воспроизводятся в виде простых и познавательных игр. Логопедические сказки помогают устанавливать причинно-следственные связи и усваивать социальные нормы, принятые в обществе.

  • Сказка для детей с интеллектуальной недостаточностью

Здесь тоже почти всегда используется формат игры. Эти сказки помогают развивать творческое мышление, учиться визуализировать и создавать образы, устанавливать причинно-следственные связи, общаться на вербальном языке, развивать чувство юмора.

Применение сказкотерапии в коррекционном процессе

Коррекционными задачами сказки могут быть: постижение ребенком глубин его собственного внутреннего мира, становление его самосознания, знакомство с базовыми психологическими понятиями, поддержка на пути зарождения его индивидуальности.

Слушая сказку, дети погружаются в другой мир, полный неизведанных тайн, учатся сопереживать героям и иногда даже придумывают собственные истории.

В сказке ребёнок получает первые понятия о честности и подлости. Сказки позволяют малышу впервые ощутить различные эмоции, о которых он ещё не знал. А ещё процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, с которой он либо согласится, либо нет.

Детям нужна помощь

Вступайте в наши группы:

Одноклассники , в контакте , фейсбук , инстаграм , твиттер

Наш канал  Яндекс Дзен

, , , , , , , , , , , , , ,