инклюзивное образование

Инклюзивное образование. У образования помимо основной цели – дать знания – есть и ряд других важных задач. К ним относятся личностное развитие и социализация. Каждый человек имеет право учиться, общаться, развиваться. Дети с ограниченными возможностями имеют те же права, что и здоровые дети. Игнорировать их потребности в образовании, в общении с другими детьми и интеграции в общество равносильно лишению их базовых прав, присущих от рождения. Поэтому включение всех детей в образовательный процесс является залогом эффективного образования, а также повышения толерантности и ответственности в обществе.

Что такое инклюзивное образование?

Общего определения, как и единого мнения о том, что следует понимать под этим термином, пока не существует. Наиболее полное и глубокое толкование сути инклюзивного образования представлено в докладе ЮНЕСКО. Данная организация определяет инклюзивное образование как отклик на многообразие нужд всех обучаемых, который выражается в их возрастающем участии в процессе обучения, культурной жизни и жизни общества, а также в сокращении случаев исключения из учебного процесса и случаев проявления дискриминации во время образовательного процесса.

Проще говоря, инклюзивное образование подразумевает приспособление общих образовательных учреждений под индивидуальные потребности и нужды всех учащихся, в том числе и учащихся с особенностями здоровья.

Развитие системы инклюзивного образования не заключается лишь в обеспечении равенства. Доступ к образованию ставит людей с ограниченными возможностями в равное положение со здоровыми людьми, продвигает идеи о социокультурном и этническом разнообразии в школах и создаёт социальные связи между обычными детьми и детьми с ОВЗ.

Как это отразится на образовании обычных детей?

Наверняка многие зададутся вопросом, не повлияет ли негативно включение в образовательный коллектив детей с особыми потребностями на успеваемость обычных детей? Ответ будет таков – повлияет, но только в лучшую сторону. Инклюзивное образование ускоряет процесс изменений в образовательной практике, что, в свою очередь, приводит к улучшению качества образования. Включение детей-инвалидов в общеобразовательные школы побуждает педагогов обучаться более эффективным, интерактивным и ориентированным на ребёнка подходам, что приносит пользу всем ученикам.

Более того, инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией по отношению к детям с ОВЗ, которая существует из-за ограниченности информации и опыта общения с ними. Преодолеть эти препятствия не очень просто, но при правильных обстоятельствах дети могут быть даже более терпимыми и понимающими, чем взрослые.

В чём разница между инклюзивным и специальным образованием?

Как уже было сказано выше, инклюзивное образование подразумевает совместное обучение в одном коллективе и обычных, и «особых» детей. Специальное образование – это уже обособленная система обучения, которая исходит из того, что детям с ОВЗ нужен особенный подход, недоступный в общеобразовательных школах.

Конечно, у такого обучения есть свои преимущества. Недаром практика специального образования очень популярна во всём мире. Основная идея заключается в том, коллективы в специальных образовательных учреждениях формируются по видам конкретных заболеваний (нарушений) и представляют собой общества с определённой культурой. Несомненно, что в случае необходимости ребёнку здесь будет оказана более квалифицированная психологическая помощь.

Тогда в чём же недостаток? А в том, что ученики специализированных школ, привыкшие к своему особому коллективу, очень часто не могут найти общий язык с другими людьми. Кроме того, специальное образование предполагает овладение определённым минимумом и не дает возможности продолжить учёбу. Часто выпускники специальных школ не могут найти работу и жить полноценно в обществе. Инклюзивное образование, наоборот, направлено на то, чтобы дать всем детям возможность стать полноправными членами общества.

Итак, преимущества инклюзивного образования очевидны, при чём они проявляются со всех сторон – как и для детей с ОВЗ, так и для обычных детей. А в перспективе – и для всего общества. В инклюзивной школе все принимаются и считаются важными членами команды. Это даёт ребёнку особую уверенность в себе и способствует воспитанию отзывчивости и понимания у здоровых детей. Учащиеся с особыми потребностями получают поддержку от своих сверстников и других членов школьного сообщества для удовлетворения своих образовательных потребностей.

Инклюзивное образование в России

Следует сказать, что в нашем обществе пока ещё не достигнута высокая степень толерантности к людям, которые «не такие, как все». В России их очень часто не считают полноправными членами общества, следовательно, это отражается и в образовательном секторе. Обычные дети, их родители, учителя не готовы взаимодействовать с особенными детьми. Данное обстоятельство препятствует внедрению инклюзивного образования в общий образовательный процесс.

Надо понимать, что воспитание начинается с родителей. Дети на невербальном уровне считывают с родительского поведения очень многое. Поэтому как мы относимся к людям с ограниченными возможностями, так и наши дети будут относиться к ним. Мы будем бояться, сторониться, обижать особых детей и людей – ребёнок будет поступать точно так же. А если родители будут открыты к общению, взаимодействию, не будут бояться и выделять инвалидов из толпы, соответственно, так же будет вести себя и ребёнок.

Детям нужна помощь

Вступайте в наши группы:

Одноклассники , в контакте , фейсбук , инстаграм , твиттер

Наш канал  Яндекс Дзен

, , ,