Pro bono publico (англ.: «для общественного блага», обычно сокращается до pro bono) – латинское обозначение профессиональной работы, выполняемой добровольно и без оплаты. В отличие от традиционного волонтёрства, оно использует специфические навыки профессионалов для оказания услуг тем, кто не может себе их позволить.
Услуги Pro bono иногда предлагаются «по себестоимости». Например, высококвалифицированный бухгалтер может пожертвовать своим временем и опытом, но попросить оплату, чтобы покрыть дорожные расходы. Волонтёры некоммерческих организаций также могут просить покрывать некоторые мелкие расходы, но с большими ограничениями и по более низкой процентной ставке.
«Pro bono» – это новый для России термин, который понемногу набирает известность и входит в практику ежедневного использования. Он зародился в США в области права и означал, в первую очередь, свободный труд представителей этой специальности. Термин не имеет российских эквивалентов, которые бы в полной мере отражали его суть, что очень усложняет внедрение, популяризацию и совершенствование этого явления в нашей стране.
Профессионализм помощи является главным критерием, который предельно чётко определяет специфичность pro bono услуг и отличает их от остальных видов волонтёрства. При этом немаловажно иметь в виду, что добровольная помощь требует от специалиста значительно большей ответственности, чем, например, финансовые пожертвования.
Как и любое новое явление, «Pro Bono» трудно чётко определить. Единого мнения среди аналитиков и руководителей компаний, интенсивно реализующих стратегии Pro Bono, нет. Это своеобразный необычный социальный феномен, новое направление в сфере социальной ответственности, активно продвигаемое международными компаниями и отечественным бизнесом.
Волонтерство Pro Bono
На первый взгляд, для фирм нет явной выгоды от оказания бесплатной помощи. Однако в последние годы крупнейшими поставщиками услуг волонтёрство Pro bono стали крупные юридические компании США. Во многом это итог политики менеджеров компании, которые видят в этом сразу несколько мотивов – социально-экономические, профессиональные и предпринимательские. Общественно значимые проекты pro bono дают возможность заявить о своей компании и могут сформировать благоприятный общественный имидж бренда.
Во-первых, оказание бесплатной высококвалифицированной помощи увеличивает конкурентоспособность фирмы. Речь идёт о вовлечении новых клиентов и усилении взаимосвязей с существующими. В конце концов, заказчики, получившие бесплатную помощь от фирмы, могут вновь подняться на ноги и стать её клиентами в будущем. Исследования показывают, что некоммерческая деятельность, в том числе безвозмездная помощь, является довольно значимым критерием для клиентов, особенно корпоративных, при выборе компании.
Во-вторых, волонтёрство Pro bono повышает привлекательность фирмы как работодателя и становится механизмом привлечения квалифицированных кадров и обучения новых работников. Наличие таких программ – это возможность продемонстрировать, что объявленные ценности подтверждаются конкретными действиями фирмы. Этот вид волонтёрской активности содействует созданию репутации социально ответственной организации, что особо значимо для фирм, которые ещё не заявили о себе на рынке. Осуществление проектов pro bono можно рассматривать как хорошо известный механизм многих продаж: сперва предлагают что-то бесплатно, а затем – за деньги.
На сегодняшний день существует несколько возможных форматов оказания безвозмездной профессиональной помощи:
-
Pro bono встреча или марафон
Это достаточно распространённый формат оказания безвозмездной профпомощи один день в году или несколько часов в определённый день. Специалисты профессиональных организаций вместе с общественными организациями решают разнообразные социокультурные проблемы.
-
Прикомандирование эксперта
В этом случае корпорации или профессиональные объединения за свой счёт направляют экспертов на довольно продолжительный срок (от недели до двух-трёх месяцев) для предоставления услуг благотворительным организациям, занимающимся общественными проблемами.
-
Коучинг и наставничество
Высококвалифицированные специалисты выступают в роли инструкторов и наставников для специалистов НКО. В этой схеме эксперт и работник НКО работают сообща.
-
Командный проект
Чтобы создать товар, необходимый НКО, профессионалы часто трудятся в командах. Такая деятельность требует высококвалифицированного руководства и чёткого перераспределения ролей и обязанностей.
Вступайте в наши группы:
Одноклассники , в контакте , фейсбук , инстаграм , твиттер
Наш канал Яндекс Дзен