тьютор

Тьютор. Этой профессии уже несколько веков, но никогда она не была так актуальна, как сегодня. Отличие тьютора от учителя в том, что он не учит знаниям или профессии, а помогает учащимся разобраться и осознать свои возможности и образовательные перспективы и формирует индивидуальный образовательный план для каждого.

Работа тьютора помогает человеку максимально реализоваться в жизни, так как учитывает все персональные возможности, а самое главное – опирается на осознанное отношение к себе, как личности.

Тьюторы часто работают с детьми, у которых есть определённые особенности здоровья и особые потребности в обучении. Реальная эффективность работы тьютора с больными ДЦП или аутизмом уже доказана практикой.

Как тьютор помогает ребёнку с ОВЗ

Семьям, в которых растёт ребёнок с нарушениями здоровья, крайне необходима помощь квалифицированных специалистов. Тьютор может стать одним из них.

Очень важно присутствие тьюторов в инклюзивных детских садах и школах. Слово «инклюзивный» в данном контексте означает, что в этих общеобразовательных учреждениях наравне с обычными детьми обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. Так как ребёнку с особенностями здоровья может быть трудно передвигаться или разговаривать, у него могут быть нарушения интеллекта, слуха или голоса, то помощь тьютора, то есть воспитателя-сопровождающего, будет просто незаменима.

Детям, у которых есть трудности с опорно-двигательными органами, тьютор поможет перемещаться в пространстве, слабовидящим и слабослышащим – усваивать информацию с помощью средств альтернативной коммуникации. При этом работа тьютора не включает в себя функции сиделки. Сопровождающий находится с ребёнком не круглосуточно, а ровно столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому он может сопровождать не одного, а несколько человек в группе или в классе.

Помимо сопровождения функцией такого педагога является помощь в установлении контакта между ребёнком-инвалидом и другими обычными детьми, устранение коммуникативных барьеров. Здоровые дети при этом учатся терпимости и понимаю, что в мире есть разные люди и ко всем нужно относиться доброжелательно.

Ещё одной задачей тьютора является координация работы всех сопровождающих ребёнка с ОВЗ – психологов, логопедов, дефектологов и т.п.

Но главная миссия тьютора – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в будущем он смог жить более полноценной и независимой жизнью.

Принципы работы тьютора

  • Предоставление инициативы самому ребёнку;
  • Помощь только тогда, когда становится очевидно, что он не справится сам или не имеет нужного опыта;
  • Предоставление времени;
  • Умение видеть, слышать, чувствовать «за двоих»: за обычного и за «особого».

Где найти тьютора

Как уже было сказано ранее, в большинстве случаев профессиональные тьюторы работают в общеобразовательных учреждениях с инклюзией и адаптированной программой.

Дипломированных специалистов пока ещё не очень много, поэтому этой деятельностью занимаются подготовленные социальные педагоги и воспитатели, волонтёры, а иногда даже и родители детей с ОВЗ. Потребность в профессиональных тьюторах сейчас только возрастает.

Как стать тьютором?

  1. Иметь желание стать специалистом, причастным к судьбе и жизненной траектории будущего семьи с «особенным» ребёнком.
  2. Стремиться к саморазвитию и быть готовым постоянно искать ответы на новые вопросы в разных сферах – медицине, коммуникациях, реабилитации, юриспруденции и т.д.
  3. Получить профессиональное образование по данной специальности.
  4. Принимать участие в различных информационных и развивающих мероприятиях – вебинарах, конференциях.

Как обстоят дела с тьюторством в России

В российских вузах лишь недавно появилось данное направление подготовки. Специальность «тьютор» можно получить в педагогических вузах, в которых есть кафедры и факультеты по данному направлению. Специалисты образовательных учреждений также могут заниматься этой деятельностью профессионально, закончив курсы по повышению квалификации в данной сфере.

Действующее законодательство предусматривает введение в штатное расписание образовательных организаций должность тьютора и ассистента для сопровождения детей с ОВЗ. Если ребенок имеет инвалидность и учится по адаптированной программе, он может претендовать на тьютора.

Детям нужна помощь

Вступайте в наши группы:

Одноклассники , в контакте , фейсбук , инстаграм , твиттер

Наш канал  Яндекс Дзен

, , , , ,