Тьютор. Этой профессии уже несколько веков, но никогда она не была так актуальна, как сегодня. Отличие тьютора от учителя в том, что он не учит знаниям или профессии, а помогает учащимся разобраться и осознать свои возможности и образовательные перспективы и формирует индивидуальный образовательный план для каждого.
Работа тьютора помогает человеку максимально реализоваться в жизни, так как учитывает все персональные возможности, а самое главное – опирается на осознанное отношение к себе, как личности.
Тьюторы часто работают с детьми, у которых есть определённые особенности здоровья и особые потребности в обучении. Реальная эффективность работы тьютора с больными ДЦП или аутизмом уже доказана практикой.
Как тьютор помогает ребёнку с ОВЗ
Семьям, в которых растёт ребёнок с нарушениями здоровья, крайне необходима помощь квалифицированных специалистов. Тьютор может стать одним из них.
Очень важно присутствие тьюторов в инклюзивных детских садах и школах. Слово «инклюзивный» в данном контексте означает, что в этих общеобразовательных учреждениях наравне с обычными детьми обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. Так как ребёнку с особенностями здоровья может быть трудно передвигаться или разговаривать, у него могут быть нарушения интеллекта, слуха или голоса, то помощь тьютора, то есть воспитателя-сопровождающего, будет просто незаменима.
Детям, у которых есть трудности с опорно-двигательными органами, тьютор поможет перемещаться в пространстве, слабовидящим и слабослышащим – усваивать информацию с помощью средств альтернативной коммуникации. При этом работа тьютора не включает в себя функции сиделки. Сопровождающий находится с ребёнком не круглосуточно, а ровно столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому он может сопровождать не одного, а несколько человек в группе или в классе.
Помимо сопровождения функцией такого педагога является помощь в установлении контакта между ребёнком-инвалидом и другими обычными детьми, устранение коммуникативных барьеров. Здоровые дети при этом учатся терпимости и понимаю, что в мире есть разные люди и ко всем нужно относиться доброжелательно.
Ещё одной задачей тьютора является координация работы всех сопровождающих ребёнка с ОВЗ – психологов, логопедов, дефектологов и т.п.
Но главная миссия тьютора – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в будущем он смог жить более полноценной и независимой жизнью.
Принципы работы тьютора
- Предоставление инициативы самому ребёнку;
- Помощь только тогда, когда становится очевидно, что он не справится сам или не имеет нужного опыта;
- Предоставление времени;
- Умение видеть, слышать, чувствовать «за двоих»: за обычного и за «особого».
Где найти тьютора
Как уже было сказано ранее, в большинстве случаев профессиональные тьюторы работают в общеобразовательных учреждениях с инклюзией и адаптированной программой.
Дипломированных специалистов пока ещё не очень много, поэтому этой деятельностью занимаются подготовленные социальные педагоги и воспитатели, волонтёры, а иногда даже и родители детей с ОВЗ. Потребность в профессиональных тьюторах сейчас только возрастает.
Как стать тьютором?
- Иметь желание стать специалистом, причастным к судьбе и жизненной траектории будущего семьи с «особенным» ребёнком.
- Стремиться к саморазвитию и быть готовым постоянно искать ответы на новые вопросы в разных сферах – медицине, коммуникациях, реабилитации, юриспруденции и т.д.
- Получить профессиональное образование по данной специальности.
- Принимать участие в различных информационных и развивающих мероприятиях – вебинарах, конференциях.
Как обстоят дела с тьюторством в России
В российских вузах лишь недавно появилось данное направление подготовки. Специальность «тьютор» можно получить в педагогических вузах, в которых есть кафедры и факультеты по данному направлению. Специалисты образовательных учреждений также могут заниматься этой деятельностью профессионально, закончив курсы по повышению квалификации в данной сфере.
Действующее законодательство предусматривает введение в штатное расписание образовательных организаций должность тьютора и ассистента для сопровождения детей с ОВЗ. Если ребенок имеет инвалидность и учится по адаптированной программе, он может претендовать на тьютора.
Вступайте в наши группы:
Одноклассники , в контакте , фейсбук , инстаграм , твиттер
Наш канал Яндекс Дзен