Благотворительность. В данной статье мы рассмотрим, какие самые важные тренды изменили благотворительность во всём мире.
-
Благотворительностью больше всего стали заниматься молодые и успешные бизнесмены
В прошлых веках благотворительность была уделом старых капиталистов и богатых наследников. Наглядные примеры – это крупнейшие в мире фонды Форда, Рокфеллеров, Макартуров. В 21 веке благотворительностью стали заниматься инициативные и амбициозные молодые люди, которые за короткие сроки смогли достигнуть высот в бизнесе и считают важным развиваться в социальной сфере. Современные миллиардеры не только создают свои фонды, но и участвуют в их развитии.
-
Появилось понятие «giving while living»
Современные основатели благотворительных фондов считают, что проблемы человечества слишком глобальны и масштабны, поэтому нет смысла откладывать деньги на будущее. Раньше фонды создавались на бесконечную перспективу. Деньги вкладывались в целевые капиталы, и на них фонды планировали существовать многие годы. Например, размер эндаумент-фонда Рокфеллера, созданного в 1913 году, сейчас составляет $3,7 млрд.
Так появился новый тренд — «giving while living», подразумевающий пожертвования в течение жизни.
-
Благотворительность становится популярной в странах с развивающейся экономикой
Появление крупных филантропов и благотворительных проектов в странах, которые ещё совсем недавно сами были реципиентами – один из важнейших трендов последних лет. Россия также входит в число развивающихся стан, в которых благотворительность набирает обороты. К ним же относятся страны Латинской Америки, Азии, Африки, которые начинают активно финансировать социальные проекты в своих государствах. Самая первоочередная общественная задача почти всех развивающихся стран – качественное образование. Некоторые страны включаются и в более трудные проекты – поддержку правозащитных организаций, маргинальных слоёв населения.
-
Появляются глобальные совместные проекты и инициативы
В мире благотворительности всегда существовала конкуренция, как и в мире бизнеса. Теперь же приходит понимание важности объединения усилий и идей, поскольку бороться с масштабными человеческими проблемами очень трудно. К таким проблемам, прежде всего, относится изменение климата, бедность, миграции, урбанизация, экология.
Идея кооперация пришла не сразу, и достичь идеального взаимодействия в короткие сроки практически невозможно. Большинство крупных филантропов, которые добились больших успехов, привыкли к единоличному решению проблем и к конкуренции, поэтому партнёрство им даётся нелегко.
-
Новые филантропы – новые организационные формы фондов
Крупные благотворители всё чаще начинают отказываться от традиционной формы организации благотворительности – некоммерческих организаций. Они стремятся освободиться от государственного и общественного контроля и подотчётности, чтобы иметь возможность лоббирования, которое недоступно для фондов. Многие из современных филантропов всё чаще используют инструменты бизнеса вкупе с традиционными благотворительными механизмами. Пока это ещё вызывает много критики со стороны, поскольку благодаря своему богатству они могут оказывать влияние на направления развития разных отраслей социальной жизни, но и эффективные результаты тоже видны.
-
Импакт-инвестирование
Всё больше состоятельных людей размышляют о социальных последствиях своих коммерческих инвестиций, в результате чего возникают коммерческие инвестиции с социальным подтекстом. Их также называют инвестициями воздействия или импакт-инвестициями. Целью является предотвращение негативных последствий и усиление положительного эффекта от работы коммерческих компаний. Кроме того, значительную часть импакт-инвестиций составляет измерение социальных и экологических показателей, а не только финансовых.
-
Общественная критика крупных благотворителей
Вместе с появлением крупных, богатых и амбициозных филантропов, появляется и много осуждения в их адрес.
Некоторые политологи считают, что заниматься благотворительностью богачи вообще не должны. Крупным деньгам нет места в глобальных демографических проектах – здравоохранении, образовании, бедности. Довольно часто можно встретить мнения о том, что от такой помощи пользы нет, поскольку филантропы-бизнесмены пользуются инструментами, применимыми в коммерческой деятельности, но никак не в филантропии. Ещё они склонны принимать решения, не консультируясь со специалистами некоммерческого сектора.
Ещё одной причиной для активной критики выступает тот факт, что, несмотря на выдающиеся примеры, богатые филантропы в реальной жизни тратят очень мало на благотворительность. Последние данные свидетельствуют о том, что филантропы-миллиардеры тратят на благотворительность в среднем около 1% своих доходов. Конечно, речь идёт не обо всех.
Вступайте в наши группы:
Одноклассники , в контакте , фейсбук , инстаграм , твиттер
Наш канал Яндекс Дзен